Основные понятия этологии котят раннего возраста | Питомник абиссинских кошек "Petrovna"/ "Petrovna" abyssinian cattery

Основные понятия этологии котят раннего возраста

Все мы стремимся к идеальной кошке. В погоне за созданием этого мифического существа поколения заводчиков ломают головы над коррекцией типа, формой головки и ушей, в азарте ищут гены новых окрасов или породообразующих мутаций, состязаются друг с другом, и вот – совершенство почти достигнуто!

Но даже самая красивая кошка потеряет громадную часть своего обаяния в том случае, если будет злобной и невоспитанной – вместо того чтобы быть душой дома, животное превратится в источник неприятностей для владельцев. Между тем, самый обычный домашний кот, будучи умным, понятливым и расположенным к людям станет настоящим членом семьи!

Причины некорректного поведения животных заложены в их детстве – точно так же, как и у людей. Мы постараемся рассмотреть формирование реакций котенка на разные факторы в раннем детстве.

Наблюдая за развитием новорожденных котят, заводчики порой слишком часто и не совсем верно используют слово «инстинкт». Все это не имеет ни малейшего отношения к инстинкту в его биологическом определении.

Наука признает следующие основные инстинкты: инстинкт питания, инстинкт воспроизведения (сюда же входит инстинкт выращивания детенышей), инстинкт сна, ухода за внешним покровом тела (например – чистка перьев, удаление паразитов, у кошки – вылизывание). Часть ученых также признает «социальный» инстинкт, вызывающий у животных желание общаться с себе подобными.

Очевидно, что у жизнеспособного котенка в наличии все основные инстинкты. Соответственно, поведение и развитие характера кошки складываются под воздействием иных механизмов.

Слово «рефлекс» знакомо многим еще из школьной программы. Все мы знаем о делении рефлексов на условные и безусловные.

Действительно, классификация безусловных рефлексов впервые была предложена Павловым и включала в себя следующие безусловные рефлексы: пищевые, оборонительные, половые, ориентировочные, родительские и детские. Впоследствии этот вопрос изучался и дополнялся многими исследователями. Так, Д. Темброк выделяет в поведении животных следующие формы:

1. Поведение, определяемое обменом веществ – добывание и прием пищи, мочеотделение и дефекация (опорожнения кишечника), запасание пищи, покой, сон, потягивание.

2. Комфортное поведение.

3. Оборонительное поведение.

4. Поведение, связанное с размножением, состоящее из территориального поведения, спаривания, заботы о потомстве.

5. Социальное (групповое) поведение.

6. Постройка нор, гнезд и убежищ.

Безусловные рефлексы сопутствуют животному на протяжении всей его жизни от рождения до смерти, именно они обеспечивают выживание новорожденных котят, успешный рост и развитие особи.

Нетрудно догадаться, что безусловные рефлексы в процессе развития живого существа сменяют друг друга. Детский сосательный рефлекс у млекопитающих при взрослении исчезает, на смену ему приходят пищедобывательные, оборонительные формы поведения, половые и родительские рефлексы.

Необходимо понимать, что, несмотря на разнообразие безусловных рефлексов, полноценная адаптация животных к постоянно меняющимся условиям окружающей среды не может обеспечиваться только безусловнорефлекторной деятельностью. Поэтому, чем сложнее организовано животное, тем более важное значение приобретают для него условные рефлексы. Но основе личного опыта наши животные – в частности, кошки, строят свое поведение так, что оно не только позволяет выжить им в безнадзорных условиях, но и наилучшим образом устроить свою жизнь в кошачьем и человеческом коллективе. Кошки поразительно быстро умеют адаптироваться во внезапно изменившихся внешних условиях, например, в том случае, если убегают из дома.

Условные рефлексы образуются на базе безусловных – соответственно, существуют пищевые, оборонительные, половые, родительские, детские и прочие виды условных рефлексов. Простейший пример – всем нам знакома ситуация, когда кошки, только услышав скрип дверцы шкафа, где хранится корм, проворно подбегают к месту для кормления.

Кошки, как и собаки, в своей пищедобывающей деятельности способны к экстраполяции. Очень показательны опыты, когда привлекательный кусок пищи скрывается от кошки ширмой – тогда животное способно предвидеть место, куда следует прыгнуть через заслонку, чтобы схватить кусок. Точно так же, бросая котенку игрушку или мячик, мы видим, что он начинает точное движение за ней еще до того, как игрушка оказалась на полу. Такие уникальные способности определяются образом жизни животного. Кролики и морские свинки неспособны к подобному предвидению – им несвойственно добывать движущуюся пищу, поэтому такой рефлекс не возникает.

Многие условные рефлексы формируются в раннем детстве, и от понимания механизма их возникновения зависит, сможет ли заводчик направлять их развитие в нужное русло, выращивая адаптированных и социализированных котят.

Познакомимся с еще одним важным понятием этологии. Если рефлекс возникает в процессе обучения (все мы помним собаку Павлова), то инпринтинг (запечатление) – форма инстинктивного обучения, свойственная определенным периодам жизни.

Импринтинг – определение, введенное в этологию известным ученым Конрадом Лоренцом, оно обозначает раннее запечатление у животных. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, таким образом перерабатывая и усваивая свойственное биологическому виду поведение.

Эта способность к быстрому образованию стойких условных рефлексов в раннем онтогенезе собственно, и была открыта самим К. Лоренцом. Широко известны опыты этого исследователя, когда он, обратив внимание на то, что утята с рождения сразу начинают двигаться за уткой, попробовал подменить им первое впечатление. Когда вылупившиеся из яйца утята видели перед собой не утку, а движущийся воздушный шарик или другой предмет, птенцы, построившись в цепь, начинали идти за движущимся лидером, при этом больше не воспринимали утку как мать. Весь мир тогда обошла фотография ученого, который ведет за собой длинный отряд крохотных утят.

Это – крайне упрощенный пример, поскольку, когда речь идет о млекопитающих (в данном случае – котятах) процесс развития замедлен. Котенок рождается беспомощным, он полностью зависит от матери, поэтому периодом импринтинга следует считать возраст с 3до 12 недель. Верхняя граница этого периода размыта, так, например, котенок в возрасте 7-9 недель, уже получает основы инстинктивного обучения и способен выжить без матери, но в формировании его поведенческих особенностей будут пробелы. Полное окончание стадии идентификации зависит от совокупности причин, одни из которых наследуются (порода, линии, индивидуальные особенности), а другие – субъективны (поведение матери, котят, условия проживания).

Научный опыт в данном случае полностью согласуется с практикой разумных заводчиков передавать животное в новый дом не ранее 12 недель, таким образом, гарантируя получение импринтного опыта от представителей своего вида. Поселив кошку в доме, мы несем за нее полную ответственность. Надо понимать, что возможны ситуации, когда по разным причинам передача опыта может быть нарушена – кошка погибла в родах, отказалась от котят, в дом попал брошенный месячный котенок, поэтому понимание механизма импринтинга в общих чертах необходимо любому, кто имеет дело с животными.

Оказывается, новорожденный котенок изначально не знает, что он принадлежит к кошачьему роду и не может распознать животных своего вида. Благодаря идентификации, присущей виду, котеночек должен начать отличать своих родителей (детский импринтинг), строить социальные взаимоотношения (социальный импринтинг) и, несколько позже, сексуальные взаимоотношения (половой импринтинг). Известно множество случаев выращивания котят в собачьих пометах и наоборот. После содержания щенка с котятами под кошкой в период с 3х-недельного до 16-недельного возраста, щенки в реакции на зеркало, увидев собственное отражение, реагировали на него гораздо слабее и непродолжительнее, чем обычные щенки, растущие в собачьей семье. Более того, отмечались случаи, когда в более взрослом возрасте такой подкидыш избирал сексуальным объектом животное того вида, которое его вскормило.

Аналогичные опыты проводились и с котятами. Рано отнятый от матери котенок, растущий на руках у людей, воспринимает человека своим социальным партнером, но система передачи опыта строится у людей совсем иначе и гораздо сложнее, и поведенческие механизмы котенка запустятся со сбоем. В том случае, если позже в доме появится еще одна кошка или кот, у него не получится выстроить систему отношений с другим животным. Особые трудности мы можем получить при вязках таких животных – несмотря на ведущую роль инстинкта, период ухаживания может затянуться и вязка окажется безрезультатной.

Так, в процессе опыта, котенок выращивался в полной изоляции и был предъявлен собратьям из того же помета в возрасте 12 недель. Во время игровых атак других котят он был заторможен, другие животные вели себя к нему не агрессивно, но быстро теряли интерес – то есть, полноценно взаимодействовать со своим видом он не мог.

Очень интересные, хотя и малоизученные результаты дает ограничение пространства на ранних стадиях жизни котят. Содержание помета в клетке приводит к тому, что кошка-мать, видя, что на ограниченной территории детеныши справляются сами, не подвергаясь возможным опасностям, и не разбегаются, постепенно теряет интерес к потомству и предпочитает уходить по своим делам, когда дети не нуждаются в кормлении. Котенок из такого помета, попав в квартиру, полностью дезориентируется в пространстве, с одной стороны у него отсутствует чувство опасности, с другой – предпочитает темные закоулки, то есть может вырасти как и в неразумное животное, с трудом понимающее ограничения, так и в постоянно скрывающееся трусливое существо.

Говоря об импринтинге, необходимо понимать, что его результаты устойчивы и сохраняются на всю жизнь. Инстинктивное обучение происходит очень быстро, а запечатление братьев и сестер служит основанием для будущей общительности.

Как же практически можно приложить эти сведения? Самое главное – избегать раннего отъема животных, позволяя им расти в естественной биологической и видовой среде. Если по каким-то причинам котенок остался без матери, нужно как можно скорее постараться ввести его в коллектив котят, подложив к кошке. Кроме того, ранний возраст котят требует пристального внимания заводчика – можно руководить созданием условных рефлексов, облегчающих содержание животных в будущем – например, фиксировать положительные или отрицательные поведенческие моменты определенными сигналами – например, приемы пищи – звонком, а нежелательное поведение, такое как прыжок на стол – хлопком в ладоши. Наблюдение и контроль за развитием котят не только помогут вырастить воспитанное, управляемое и коммуникабельное потомство, которому будут рады в любом доме или питомнике, но и дадут определенные результаты, которые могут внести свой вклад в изучение этих непростых вопросов.

Надежда Быстрицкая, эксперт FARUS SH,
питомник абиссинских кошек “PETROVNA”
(с) PETROVNA. Все материалы, представленные на сайте, если не указано иначе, принадлежат Надежде Быстрицкой, питомник абиссинских кошек PETROVNA, и охраняются авторским правом.
Свежие котята
Котята наших друзей
НовостиУ нас весенние котята!